Сказкатерапия для детей: лечим детские страхи
Читая и рассказывая ребенку всевозможные сказки, вы наверняка обратили внимание, что сюжеты многих из них весьма похожи. И это не случайно. Этим феноменом заинтересовались фольклористы, так как они полагали, что речь здесь идет не о простом плагиате. Исследователи обнаружили, что в каждой сказке есть определенные (причем нередко – схожие) элементы, которые и образуют всю сюжетную линию. Такие элементы являются своего рода литературными кирпичиками, из которых любой по своему желанию сможет построить собственное повествование, вложить в него ту мораль и ту модель поведения, которую вы хотите привить своему ребенку.
Сказкотерапия для детей: конструктор сказок
Итак, сказка всегда состоит из основных элементов (кирпичей), вокруг которых строится все повествование.
1. Выбираем героя, обозначаем проблему и способы ее решения. Сказка будет иметь лучшее терапевтическое воздействие, если главный герой будет обладать качествами и чертами вашего малыша. Он должен решать в сказке ту же проблему, с которой столкнулся ваш ребенок на данный момент.
Придерживаемся правила: одна сказка – одна проблема. Не стоит запихивать в одну сказку сразу все недостатки и проблемы, которые вы хотите откорректировать, иначе ребенок не сможет сконцентрироваться.
В процессе решения своих проблем герой сказки обязательно находит друзей которые помогают ему. Также должны присутствовать элементы волшебства (волшебные предметы, волшебные герои) – это все-таки сказка. Итог – триумфальная победа над злодеями.
При создании терапевтической сказки не стоит использовать слишком большое количество деталей – этих основных элементов будет вполне достаточно. Если у взрослого плохо со своей фантазией, предоставьте ребенку право дополнять сказку своими подробностями. Наталкивайте его на размышления – может наш герой пришел в лес? Или к подножью горы? Или к огромному озеру? Пусть ребенок сам решает, где будет разворачиваться главное действие – это позволит ему лучше втянуться в терапевтический процесс, проникнуться проблемой.
Теперь возвращаемся к главному герою сказок. Как мы уже говорили, он обязательно должен иметь ярко выраженные черты вашего ребенка – ему должны нравиться те же мультики, тот же цвет, та же еда, что и самому ребенку.
Проблема героя сказки должна быть такой же, как и у ребенка в реальной жизни.
Героем можно сделать как обычного мальчика/девочку, так и волшебное существо (фею, эльфа, бакугана, трансформера и пр.).
2. Выбираем место действия. Герой обязательно должен находиться в безопасном волшебном месте – в некотором царстве, на другой планете, в далекой дикой Африке и пр. Столкновение с проблемой в волшебном месте не вызывает у ребенка такого страха, как в реальной жизни. А вот если создать столь же опасную ситуацию и в сказке, это заставит ребенка испытывать повторный страх, сравнимый по силе и воздействию с его насущной проблемой. Такая сказка не только не принесет пользы, но и способна ухудшить ситуацию.
3. Дополнительные действующие лица. В сказке обязательно должен присутствовать друг (или несколько друзей) главного героя, которые будут помогать ему справляться с проблемой. Друзья могут быть с самого начала повествования, а могут появиться по ходу повествования. Придумать друга просто – брат или сестра ребенка, любимая игрушка (мишка, зайчик, волшебная машинка или самолет, робот).
Хорошо, если друг будет обладать смешными качествами – неповоротливый, кушать слишком много конфет, все время наступать в лужи.
Смешные моменты помогут ребенку легче справиться со страхами и пройти сквозь сложную ситуацию вместе со сказкой, они разрядят напряженность и оказывают положительное терапевтическое воздействие.
4. Решение проблемы. Главный герой решает проблему не в одиночку, а при помощи друзей. Решение проблемы должно состоять из нескольких этапов. Например, герой должен выполнить 3 задания злодея или волшебного помощника, спасти друга, пройти через волшебное перевоплощение и получить волшебную силу для борьбы со злом.
5. Присутствие злодея. Злодей – это воплощение проблемы, которая волнует ребенка. В сказке он не должен быть таким же страшным, как в жизни. Победа над ним не должна быть слишком сложной – нужно показать ребенку, что решение проблемы лежит на поверхности и все не так уж тяжело, как это представляется ребенку. Главному герою достаточно будет взять в руки меч-кладенец, рассмешить до смерти, избить подушками и т.д.
6. Концовка. Окончание повествования всегда должно быть положительным. Проблему всегда удается решить в пользу героя, он всегда возвращается домой победителем, любимцем народа, все должны быть счастливы и довольны.
Анализируем получившуюся сказку
Перед тем, как составлять сказку на ходу, потренируйтесь. Сделать это можно легко – постарайтесь составить такую же сказку не о проблеме малыша, а о собственной жизни. Если в ходе повествования вы понимаете, что не можете сообразить, как продолжить рассказ, используйте помощь конструктора, заполните пробелы любимыми образами ребенка или своими собственными. Для оценки результата у вас должен быть слушатель – муж, бабушка или подруга. Если же вы стесняетесь или любите созидать в одиночестве, постарайтесь записать полученную историю на пленку или диктофон. Тогда вы сможете прослушать свое творение и понять, где вы допустили ошибку или где у сказки слабые места, чтобы не допустить тех же промахов при работе с ребенком.
При составлении сказок для детей родители всегда вкладывают частичку себя, отображают свой темперамент, который неприкрыто проглядывается в сказке. Но для составления сказки с терапевтическим характером нужно, чтобы сказка была составлена уравновешенно, обладала определенными элементами. Для этого необходимо сперва составить сказку, а потом разбить получившееся повествование на части, окинуть глазом то, что вышло.
После этого скорректируйте сюжет таким образом, чтобы в нем не было негативных элементов реальности, отсутствовали установки на неудачу. Пусть в сказке будут представлены те модели, которых в реальной жизни нет, но которые вы бы очень хотели увидеть в поведении ребенка.
Пусть модели будут недостижимым идеалом, но ребенок подсознательно будет стремиться к такому же поведению. Кто-то – в большей степени, кто-то в меньшей, но непременно будут.
И еще момент – дайте ребенку время. Сказкотерапия – это не разовый метод для моментального достижения результата. Ее нужно выполнять регулярно, чтобы ребенок привык, учился слушать, учился думать… Со временем вы непременно увидите плоды собственных усилий и то, как ребенок работает над собой.
После составления сказки, обязательно обратите внимание не только на настроение ребенка, но и на свои собственные ощущения. Сказка считается успешной тогда, когда и у ребенка, и у вас самих остается хорошее настроение, ощущается прилив сил и стремление действовать. И не бойтесь составлять сказки с терапевтическим действием для себя – поверьте: взрослым это помогает так же, как и детям!
Дорогие читатели, вы уже пробовали составлять сказки с моралью для своих детей? Расскажите нам, что из этого получилось? Добились ли вы желаемого воздействия? А может, вы занимаетесь этим профессионально? Поделитесь с нами своей историей!
Обзоры и статьи
Мы составили дайджест лучших мероприятий для детей на этот месяц. В нашей афише есть развлечения для детей в Витебске на …
Развлечения для детей в Гомеле разнообразны: каждый может выбрать мероприятия по душе. Где интересно и познавательно провести время всей семьей, …
Куда отправиться с детьми в Могилеве? Выбор огромный. Полную афишу мероприятий вы всегда можете посмотреть на rastishka.by. avatars.mds.yandex.net В статье «Куда …